Иногда можно услышать, что психоаналитическая и психодинамическая терапия представляют собой ориентацию на инсайд - озарение. Ранние работы Фрейда содержали в себе примеры работы инсайда: когда пациентка вдруг вспоминала свою "травму", ее психогенная симптоматика проходила. Отсюда сложилось мнение, что психоаналитическое лечение основано на чистом осознании: мол, вот я, такой хороший, вдруг осознал причины своей беды, хорошенько поплакал и всё прошло. Однако тот же Фрейд в значительно более поздних работах пришел к выводу, что, дескать, озарение - это очень хорошо, полезное и нужное дело, да только без проработки оно особого толка не имеет. Здесь мы вновь возвращаемся к имплицитной (закрытой) памяти. Когда речь заходит о вытеснении, то мы говорим об имплицитном. Имплицитная память - это набор энграмм, представляющих из себя различные инструментальные и процедурные программы. Они не имеют никакого когнитивного представительства: там нет ни образов, ни знаков, ни конструктов, ни концептов. Это чистое поведение без мыслей. Однако то или иное поведение (пусть и бессознательное) может быть представлено в сознании когнитивно в виде символов, знаков и ассоциаций. Проще говоря, в моей семантической памяти (факты), которая относится к эксплицитной (открытой) памяти, могут содержаться данные о том, что чувство голода связано с низким уровнем сахара в крови. То есть данный концепт как мыслительное представление ассоциативно связан с чувством, вызванным чисто органическим процессом. Когда речь заходит о психодинамической/психоаналитической терапии, то фокус внимания сосредоточен именно на работе имплицитной (закрытой) программе. К примеру, человек может сладострастно упиваться тем, что прямо сейчас морально растаптывает сам себя. Это поведенческий, процедурный процесс, который не осознается. Наша задача - выявить вытеснение. То есть программу поведения, которая записана в имплицитной (закрытой) памяти. Она активируется, как правило, в переносе. Мы не можем ее развернуть в сознании, но может косвенно ее реконструировать и облечь в смысловой конструкт, который будет прописан в семантической памяти (факты). Например, женщина пережила чудовищное предательство со стороны мужа и была им брошена. Внешне она будет себя вести крайне агрессивно, поскольку полна ненависти. Эту ненависть она разряжает на окружающих. Если судить поверхностно, то она не может прямо выразить свой гнев на предателя-мужа и разряжается на других. Однако проблема не в этом. Она была брошена, то есть утратила контакт с объектом привязанности и близости. Подобное переживается как боль утраты (провал работы родительской системы, отвечающей за отношения с другими). Эту боль невозможно утолить, вернув мужа обратно, поскольку он категорически недоступен. Такая фрустрация неизбежно запустит ненависть, которая направлена на то, чтобы устранить фрустрирующий объект. Проще говоря, она яростью хочет уничтожить ту часть мужа, которая ее отвергла, и тем вернуть ту часть, которую любит (по сути, это яростный протест). То есть ее вытеснение можно условно облечь в такую формулу: "Если я отомщу за свой боль - я верну себе любовь мужа". Выглядит парадоксально, но задача вытеснения вообще не про удовлетворение потребности, а про минимизацию негативного стимула. Проще говоря, эта программа пытается снизить боль отвержения, а не закрыть потребность в любви мужа. Мстит она при этом не мужу, а окружающим. Это можно рассматривать как защитный механизм - смещение. Муж как объект недоступен, его нет рядом, зато рядом ходят другие двуногие существа, больно уж напоминающие ей мужа тем, что тоже люди. Так вот. Задача психоанализа/психотерапии - выявить эту программу. Но имплицитную память мы не можем просто взять и перезаписать, потому что она не когнитивная (в плане образов и символов), она поведенческая. Ее нельзя развернуть в сознании или вспомнить. Точно также нельзя вспомнить свой эдипов комплекс. В данном случае инсайдом будет то, что у женщины возникает прямая связь между тем, что она делает и чувствует, и тем, что содержится в когнитивной модели: "Если я отомщу за свою боль - я верну себе любовь мужа". Иными словами, все разрозненные данные, все крючки и ниточки складываются в единую связь. Это как "сначала не понял, а потом каааак понял!". И это хорошо, это славно! Однако это не всё. Этого не достаточно, чтобы произошли изменения, потому что инсайд (даже если он еще и эмоциональный, так вообще хорошо, лучше впечатается в памяти) - это не перезапись энграмм в имплицитной памяти: это запись в памяти семантической. Дальше наступает процесс проработки. Конечной задачей является формирование новой системы поведения. Женщина теперь знает, что она хочет вернуть любовь мужа. По сути, она нуждается именно в любви, а объектом, должным удовлетворить ее потребность, является ее муж. Это фиксация. То есть нам нужно найти способ удовлетворить ее потребность в любви более эффективным способом: например, в ее случае явно видно, что мужа она отпускать не хочет и продолжает психологически удерживать с ним связь, сохранять привязанность. Тут от воинственно-агрессивного поведения желательно перейти в фазу горевания: оплакать и отпустить мужа, то есть снять свою фиксацию с его фигуры. А дальше отыскать другой объект, с которым можно реализовать потребность в любви. Процесс проработки очень сложный, поскольку он требует сформировать не только новую программу поведения, так и еще генерализировать ее, то есть сделать так, чтобы работала именно она, а не вытеснение. Короче говоря, инсайд, или озарение, - это мощный инструмент, позволяющий человеку связать все ниточки происходящего. А дальше, отталкиваясь от этого, формировать новый план поведения и реализации своей экстремально фрустрированной потребности. Это очень сложный, увлекательный и очищающий путь. Если Вам нужна помощь или консультация, Вы можете связаться со мной по данным контактам: • Телефон / WhatsApp: 8 (928) 881 14 18 • ВК: denispetrishin • Instagram: petr_ishin • E-mail: petr-ishin@yandex.ru #psycaseanalytic #психология #психоанализ #консультация #терапия #теория_психоанализа